Реджио процесс

Уникальный процесс, включающий в себя все, что нужно ребенку в дошкольном возрасте: познание, творчество и игру.


Идеи летют в воздухе, накапливаются, стремительно возникают или медленно распадаются, до тех пор, пока наконец одна из них не будет решительно поддержана. Она парит выше других и захватывает всю группу целиком...
— Лорис Малагуцци, основатель реджио подхода

Этапы реджио процесса

Провокации
Это может быть приглашение к исследованию или материалы для творчества: дети заходят в пространство, где их ожидают несколько столов с различными комбинациями материалов. Но это не только краски и бумага, а совершенно разные по фактуре материалы (например, нитки, деревянные бруски, фантики, шишки, бусинки, засушенные растения и т.д.). Это нужно для того, чтобы пробудить фантазию каждого ребенка. Дети сами придумывают, как именно они будут использовать заготовленные предметы, и тут же начинают реализовывать свои уникальные идеи.
Круг
Круг проходит в формате живой беседы: ребята и педагоги собираются на ковре и обсуждают последние новости, а также то, чем они хотели бы заняться. Вспоминают вчерашние проекты.
Выбор деятельности
На специальном табло педагоги вывешивают свои предложения на день, которые подготовили исходя из проявленных ранее интересов. Дети берут свою фотографию и клеят напротив той деятельности, чем в первую очередь хотели бы заняться. Кроме того, они могут предложить свое занятие и его могут поддержать другие ребята: например, лепить из глины, изучать каплю воды под микроскопом или играть в Снежную королеву.
Работа в малых группах
Дети расходятся по выбранным зонам, и начинается творческий, игровой или познавательный процесс. Педагоги задают открытые вопросы, чтобы помочь активному мышлению. К примеру, что ты хочешь слепить? Что тебе понадобится кроме глины?
Проект
Если какая-то тема сильно захватила ребят, то на эту тему начинается Проект - подробное изучение. Так из капли воды может родиться Проект "Вода" на несколько дней, где дети будут изучать все свойства воды, делать опыты с ней в мокрой зоне, создавать рисунки или поделки на эту тему и многое другое.
Документация проекта
Обсуждаем процесс и результаты проекта с детьми. Вывешиваем описание и фото проекта на стену - для себя и родителей.
СТО ЯЗЫКОВ
(Стихотворение вдохновителя подхода, Лориса Малагуцци)

У ребенка
сто языков,
сто рук,
сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто способов слушать,
восхищаться,
любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать
сто миров,
чтобы совершать открытия.
У ребенка
сто языков,
но у него крадут
девяносто девять из них.
Школа и культура
отделяют голову от тела.
Они учат:
думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат:
открывать уже существующих мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты -
вещи, несовместимые друг с другом.

В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребенок говорит: сотня есть.

Реджио процесс - живой познавательный и творческий поток, который захватывает и детей, и взрослых.
Он помогает ребятам научиться осознанно выбирать, что им интересно в данный момент, сотрудничать с другими детьми и максимально реализовать свой потенциал