Главная идея в том, что ребенок — личность, обладающая необыкновенным ресурсом и потенциалом к обучению и реализации.
Лучшее, что может дать взрослый — это насыщенная и разносторонняя среда для исследования и предложения, основанные на глубочайшем наблюдении за ребенком.
«Мы должны ловить тот мяч, который бросает нам ребёнок, и так возвращать этот мяч, чтобы он не переставал играть, придумывая все новые игры»
Лорис Малагуцци, итальянский педагог и психолог
Подход возник в итальянской области Эмилия-Романья, активно используется в местных детских садах и школах. Колыбель Реджио-педагогики — областной центр Реджио Эмилия. Отсюда и название, хотя школ и детских садов, «вдохновлённых Реджио», множество во всем мире далеко за пределами Италии.
В 1991 году Реджио-подход в педагогике был признан лучшим для детских дошкольных учреждений. Он основан на особом уважительном отношении к ребёнку, развивающем диалоге с ним и вере в его возможности.
Теоретиком реджио подхода стал итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци, опиравшийся на методики и идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других. Это не смешение методик, а синтез. Одним словом, Малагуцци взял все лучшее, что создали педагоги для детей и обогатил своим педагогическим опытом.
У каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого — помочь детям раскрыть свой потенциал.
Многие думают, что детство — это не этап жизни, а подготовка к чему-то более важному. Но это не так, в этот период происходит основное — формирование личности. Эмоциональный интеллект формируется до шести лет, потом этот стержень поменять очень трудно.
Опыт реджио садов (а их в России уже более 30) показывает, что дети, которые выросли в условиях такого подхода, имеют очень крепкий внутренний стержень и всегда могут ответить на вопрос, чего хотят именно они. В условиях меняющейся среды они становятся сильнее и не теряют себя.
Принципы реджио
Признание личности ребенка
Насыщенная среда
Совместное познание, игра и творчество
Экологичность материалов и отношений
Взаимное доверие и уважение
Основные идеи реджио:
☼ Необходимо организовать много тематических зон, чтобы ребенок научился слушать свои потребности и нашел занятие, которое максимально раскрывает его личный потенциал
☼ Педагоги дают не готовые знания, а вместе с детьми учатся их добывать, позволяют им делать свои маленькие открытия
☼ Большое внимание уделяется Индивидуальности ребенка, учитывается его личный взгляд, темп и возможности
☼ Творчество без шаблонов и рамок. Есть тема, материалы и приглашение в виде неоконченного действия
☼ Педагогика слушания: программа строится с учетом увлечений детей, которые выявляются в ходе Документации (ежедневных заметок)
☼ Игра и познание неразрывны. Если создать условия для экспериментирования в этом возрасте, на всю жизнь процесс получения знаний станет не обузой, а увлекательным занятием
☼ У детей есть 100 языков, чтобы выразить себя, и педагоги помогают их проявить: рисунок, пение, танец, конструирование, беседа, драма, музыка и т.д.
☼ Социальным навыкам, правилам поведения в группе, счету и письму обучают через игру или сказку.
В реджио дети приобретают главные навыки: ✎ умение ставить вопросы и находить на них ответы ✎ умение сотрудничать с другими детьми и взрослыми ✎ критического мышления ✎ креативного мышления ✎конструирования ✎ письма, счета и чтения ✎ самообслуживания
А также реализуется концепция доверия и заботы во всем:
♡ забота о здоровье ♡ забота о психологическом комфорте ♡ забота о развитии ребенка в его личном темпе ♡ забота об активном познании мира ♡ забота о контексте пребывания ребенка.